Золотное и лицевое шитье

Вопросы техники золотного и лицевого шитья. Символы и значение. История шитья.


    Священническая епитрахиль

    Поделиться

    Admin
    Admin

    Сообщения : 129
    Очки : 264
    Репутация : 0
    Дата регистрации : 2010-02-05
    Возраст : 41

    Священническая епитрахиль

    Сообщение  Admin в Пн Окт 11, 2010 5:39 pm

    Что такое епитрахиль в священническом облачении?


    Епитрахи́ль (греч. επιτραχηλιον — то, что вокруг шеи) — принадлежность богослужебного облачения православного священника и архиерея — длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь.

    Епитрахиль надевается поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на Церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или верёвки, благословлённый как епитрахиль. Первоначально епитрахилью был диаконский орарь, который в знак усиления благодатных дарований при рукоположении диакона в священники перекладывался вторым концом со спины на грудь.

    Диаконский орарь имеет на себе, как правило, семь нашитых крестов в ознаменование того, что диакон есть служитель всех семи Таинств Церкви, а священник совершает шесть Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Елеосвящение. Таинство Священства имеет право совершать только епископ. При сгибании ораря вокруг шеи крест в средней его части оказывается на задней стороне шеи, а шесть остальных расположены друг против друга на обеих половинах ораря, соединенных спереди. Таким же образом знамения креста нашиваются и на епитрахиль, так что спереди он имеет три пары крестов на обеих своих половинах, что свидетельствует о том, что священник совершает шесть Таинств Церкви. Седьмое знамение креста, расположенное на шее священника, означает, что свое священство он принял от епископа и подвластен ему, а также то, что он несет на себе иго (ярем) служения Христу, крестным подвигом искупившему род человеческий. Этот седьмой крест обычно маленький и отличается от больших крестов по бокам епитрахили.

    Епитрахиль, одевается через голову и огибая шею, спускается спереди вниз. Для удобства, две ее части сшиты или соединены пуговицами между собой. Епитрахиль обозначает особенную, двойную сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую священнику для совершения церковных Таинств.
    Начиная с XV века архиерей, посвящая диакона в сан священника, огибал его шею диаконским орарем, так что оба его конца равномерно спускались по груди вниз, до подола, и при этом соединялись один с другим. Получалась епитрахиль - предмет одеяния священников и епископов. (Слово епитрахиль в греческом - мужского рода, но в русских книгах употреблялось в женском роде.) Так именно поступали начиная с XV века архиереи, посвящая диакона в сан священника. Образованная из ораря епитрахиль означала, что священник, не теряя благодати диаконского сана, приобретает двойную, по сравнению с диаконом, сугубую благодать, дающую ему право и обязанность быть не только служителем, но и совершителем Таинств Церкви и всего дела священства. Это не только двойная благодать, но и двойное иго, ярем.

    [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] - вот современный вариант епитрахили.

    В позднейшие времена (примерно с ХVI-ХVII веков) епитрахили стали делать не из диаконских орарей, а особо, для удобства ношения. В той части, которая охватывает шею, епитрахиль делается фигурной и узкой, дабы эта часть могла удобно облегать ворот подрясника или рясы. При посвящении диакона во пресвитера епископ в настоящее время уже не обносит орарь вокруг шеи посвящаемого, а сразу возлагает на него готовую епитрахиль. Отделение епитрахили от ораря не упраздняет, однако, смысла епитрахили как ораря, соединенного спереди. Поэтому и в настоящее время епитрахиль шьется таким образом, что представляет собой спереди две отдельные полосы, соединенные лишь в нескольких местах, где помещены условные пуговицы, так как петель нет, пуговицы посажены в тех местах, где половины епитрахили просто пришиты одна к другой. Но по всей длине епитрахиль не сшивается, за редкими исключениями. ?


    вот изображение такой епитрахили - [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]


    В 18-начале 19 века епитрахили выглядели нетак. Они не делились на две полосы, а шились, как одно украшенное тремя крестами полотнище. Как видно, это нарушало смысл и значение, не соблюдалась мысль о семи таинствах и така далее. Епитрахили такого вида часто изображают на иконах Серафима Саровского. Но это было более позднее отступление от древних канонов. Позднее епитрахиль вернулась к своему первоначальному виду.

    Еще читала раньше, что епитрахиль обозначает нисходящие на священника потоки благодати Божией.

    Вот пока и все об истории и смысле епитрахили. Выкройки и технологию пошива обсудим позже. Есть вопросы?

      Текущее время Ср Авг 22, 2018 1:42 pm