Спиральные узоры
Спирали – один из древнейших известных человеку декоративных элементов, который дошел от языческого кельтского искусства до позднехристианского. Однако к концу христианского периода их потеснили переплетения и зооморфные изображения. Впервые спиральные мотивы были обнаружены в Ньюгрейндже (Ирландия) на каменном памятнике, созданном примерно в 3200 году до н.э., за тысячи лет до появления кельтского искусства.
Спиралевидные формы встречаются и в природе – вспомните раковины улиток и завивающиеся побеги папоротника. Возможно, именно поэтому древние кельты наделяли мотивы спиралей символическим смыслом. В течение всей истории человечества спираль привлекала внимание ученых. «Рост» спирали происходит согласно числам Фибоначчи (ряд чисел, в котором каждое следующее число – сумма двух предыдущих).
По разнообразию и изощренности спиральных мотивов кельты превзошли все прочие народы.
Самая характерная особенность кельтских узоров этого типа – то, что группы спиралей в них соединяются С или S-образными кривыми. Раскручиваясь, спирали приобретают форму воронки и встречаются с другими спиралями и воронками, образуя соединения миндалевидной формы.
В сочетании с центральными завихрениями, которые тоже могут выглядеть по-разному, и строгой соразмерностью частей рисунка это может по-настоящему гипнотизировать.
Спиральный мотив распространился из Скандинавии в Шотландию и Северную Великобританию (в музеях этих стран можно увидеть множество предметов, украшенных спиральным орнаментом, например рукоятки мечей).
Кельты научились создавать новые виды спиралей, а также выводить две полосы или более из центра круга. Наличие множества полос подразумевает возможность их пересечений. Полосы заканчиваются зооморфными мотивами или огибают другие спирали, образуя подобие непрерывного узора.
Скандинавские предметы бронзового века украшались главным образом спиралями, соединенными S- или С-образными кривыми. В природе, например, в раковине улиток большинство спиралей закручено по часовой стрелке, в то Время как кельтские спирали могут иметь разные направления. Это чередование в узоре создает сбалансированность, и в этом заключается главная особенность кельтских мотивов.
В более поздних кельтских узорах спирали расположены друг от друга на значительном расстоянии и соединены длинными сужающимися кривыми – спиралями-воронками, названных так потому, что две линии расходятся из центра мотива наподобие воронки, формируя широкую кривую. Затем линии возвращаются, чтобы снова соединиться и затем разойтись. В результате возникают узоры из спиралей и изящных кривых; пустые участки нередко закрашиваются или заполняются декоративными деталями. Спирали-воронки возникли на Крите и оттуда в бронзовом веке пришли в Великобританию, где и были приняты кельтами, которые стали украшать ими ювелирные и другие изделия. В Великобритании такие спирали можно найти на старинных кельтских предметах, датируемых 200 г. до н.э. – 200 г. н.э.
Самый ранний мотив – спираль – первым исчез в начале Х столетия.
Спиральные узоры использовались главным образом в ювелирном деле и других художественных работах. Чаще всего выполнялись в виде эмалей, а не рисовались красками или чернилами. Множество рисунков были вырезаны на камне и не окрашены. Рукописные шедевры были созданы с помощью простых материалов – гусиного или вороньего пера. В качестве основы служил пергамент.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Последний раз редактировалось: Admin (Сб Май 29, 2010 12:28 pm), всего редактировалось 1 раз(а)