Admin пишет:МУЖЧИНЫ ВОЕВАЛИ, А ЖЕНЩИНЫ ВЫШИВАЛИ
Беседа с Натальей УТЕВСКОЙ, педагогом золотного и лицевого шитья Школы ремесел при Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства
– Наталья Эммануиловна, я хотел бы начать наш разговор с того, как возникло на Руси шитье, которым занимались многие поколения – наши бабушки, прабабушки, прапрабабушки.
– Золотное шитье пришло на Русь вместе с христианством. Это было орнаментальное золотное шитье. Потом уже появилось лицевое шитье. Орнаментальное золотное шитье – церковное. Все ткани, которые "участвуют" в литургии, все облачения, все, что висит в храме, – это золотное шитье. Это всегда было только ручное шитье. Богатые вышивки выполнялись в княжеских и боярских домах. Хозяйка всегда стояла во главе своей мастерской. У нее была своя мастерская, светлица, в которой работали женщины-мастерицы и дочери хозяйки. Например, мы знаем, что жена Ивана Грозного Анастасия была прекрасной мастерицей, и царь дарил ее вышивки на Афон. Там они существуют до сих пор, это мы знаем совершенно точно. Женщины-мастерицы никогда не ставили на изделиях свои имена, и вот только начиная где-то с XIV века появились именные вышивки. Мы совершенно точно знаем вышивки Ксении Годуновой, дочери Бориса Годунова. Это вещи, которые есть в музее и которые мы можем увидеть.
– До принятия христианства в Х веке этого шитья не существовало?
– Нет, этого шитья не существовало. Оно пришло из Византии. На Руси существовала только ручная народная вышивка.
– Какая еще существует вышивка, помимо золотного шитья?
– Вышивка – это праздник. А золотное шитье – это труд, и не только физический, но духовный труд, потому что золотная вышивка – это молитва. Вышивая, женщины всегда молились. Когда иголка вводилась в ткань, вышивальщица произносила: "Господи", а когда игла вытягивалась – это "благослови". Сколько раз при золотном или лицевом шитье женщина воткнула иголку и вынула, столько раз она произнесла "Господи, благослови". Женщины просили благословения на каждый стежок вышивки.
– А что, при других видах шитья нельзя так молиться?
– Нет.
– Почему?
– Потому что народная вышивка никак не связана с религией. Она первоначально существовала просто как украшение. Украшение ткани, украшение дома – это праздник.
– То есть золотное шитье непосредственно связано с христианством.
– Да, только с христианством, оно посвящено христианству, оно воспевает христианство.
– Поясните, пожалуйста, чем отличается золотное шитье от лицевого.
– Золотное шитье – это вышивание металлической нитью какого-то орнамента. В Византии вышивали только золотыми нитями. В России первые русские вышивки делались только золотыми нитями, но это было очень дорого, и золотые нити стали заменяться металлом, который имитировал золото. Самые дорогие вышивки выполнялись позолоченным серебром. Поэтому с XVI века шитье стало называться не золотым, а золотным.
– А сама ткань обычная?
– Ткань – любая. Конечно, первые ткани были привозными, самыми дорогими – итальянскими, персидскими, турецкими. И поэтому так много вошло в русский орнамент рисунков из привозных тканей. Они вошли и в церковный орнамент.
Что же касается лицевого шитья – это шитье ликов на иконе, плащанице, то есть лики, руки, открытые участки тела. Шьются они совершенно особым швом, которым ничего больше не вышивается. А все остальное, скажем, одежда, шьется шелком или золотом. То есть к лицевому шитью мы подходим, зная орнаментальное золотное шитье. Лицевым шитьем мы можем вышивать и литургические одежды. Мы можем вышить фелонь только орнаментальным золотным шитьем, а можем на оплечье фелони вышить икону лицевым шитьем. В храме используется и золотное, и лицевое шитье.
– В музеях можно увидеть подвесные пелены и вышитые иконы. Насколько часто они сопрягались с обычными иконами?
– Самая древняя вышитая икона в музее относится к XIV веку. Это архангел Гавриил. Но самыми первыми были хоругви, которые потом перешли в знамена. А подвесные пелены под иконы, я думаю, делались тогда же, потому что подвесные пелены – это был всегда повтор той иконы, под которую делалась подвесная пелена. Сейчас идут некоторые споры: было ли это украшение иконы либо это чисто русский подход к иконе. Подвесная пелена была как сама икона, походный вариант. Ее снимали и брали с собой в походы, на войну как воспоминание об иконе, которую она украшала. Брали даже весь вышитый иконостас – были походные вышитые иконостасы.
Очень интересно, что историю Руси можно изучать по лицевым иконам. Не было радио, не было телевидения, не было газет, но был язык лицевого шитья. В зависимости от того, какие клейма мастерица выбирала, в зависимости от порядка этих клейм можно было понять, кто ее муж, из какой семьи она сама.
– То есть вышитая икона несла на себе отпечаток и эпохи, и истории семьи, и истории государства, и культуры.
– Совершенно верно.
– Тогда вот такой вопрос. Существуют разные школы иконописи: новгородская, псковская, московская. Можно ли сказать, что у лицевого и золотного шитья есть такие же исторически сложившиеся школы?
– Да, конечно. Это новгородская школа лицевого шитья, суздальско-владимирская школа и московская. Из них самая интересная, на мой взгляд, – новгородская. Она сложилась тогда, когда Новгород вел активную торговлю с ганзейским союзом.
В новгородском рисунке, в новгородском цвете, в котором решена икона, видна самостоятельность. Вышивали новгородские мастерицы только шелком, там золота было минимально. Вот, скажем, одежда должна быть синего цвета – и тогда в одежде от белого до темно-синего проходит пять-шесть оттенков, и вышивка начинает гореть. Ощущение такое, что на нее просто упало солнце. Но вот как это сделано, я, например, никак не могу понять. Единственно, у кого сохранился небольшой отзвук новгородской школы, – это у Евфросинии Старицкой. Евфросиния Старицкая была теткой Иоанна Грозного, у нее была очень большая и интересная мастерская, ее вещи остались во многих музеях России. Но самая знаменитая ее плащаница находится в Троице-Сергиевой Лавре, в ризнице. Евфросиния Старицкая была очень яркой, сильной личностью, и вот эта сила видна в ее работах. Вся плащаница шита золотом, а образ Марии Магдалины вышит шелком в абсолютно новгородской манере – от белого до темно-синего. Больше ни у кого влияние новгородской школы не прослеживается.
В суздальско-владимирской школе есть свои особенности. Они красным цветом делают все те контуры, которые всегда делаются темно-коричневым. Поэтому вышивки у них имеют слегка рыжеватый оттенок. Но Москва как бы заглушила все школы своим влиянием.
– А какие особенности московской школы?
– Московская школа много впитала в себя. Но она все заимствования сделала более аскетичными, построила их как бы в ряд. Московская школа – это строгость, аскетичность, строгий цвет ликов. Но вот, например, когда к власти пришел Борис Годунов, то вышивки из мастерской его жены выходят помпезные, на них много золота, камней. То есть вещи, которые делаются очень богатыми и яркими. Он как бы этим доказывает легитимность своего прихода к власти.
– Но мы знаем, что со времен Ивана Грозного из ликов постепенно уходят строгость, простота. Появляется аллегория... Вот если взять Петровскую эпоху – начинается новое время, церковь тоже меняется. Как это сказывается на шитье? И поближе к нам, конец XIX века...
– Мне трудно говорить о петровском времени... Дело в том, что петровское время очень светское. И я думаю, что это не могло не сказаться на церковном шитье.
О строгановской школе нужно говорить особо – она вне правителей и времен. Это было вне Москвы, там развивалось не только церковное направление, но и декоративно-прикладное, и они отбирали художников на свой вкус. И на свой вкус они создали школу, совершенно ни на что не похожую.
– Несмотря на все изменения в государстве, обществе и Церкви, золотное и лицевое шитье продолжают существовать.
– Да, надеюсь, что это так.
– Скажите, а мужчины не пытались вышивать?
– Мужчины – нет. Мужчины были знаменщиками, травщиками, словописцами – то есть теми, кто делал прорись для вышивки. Хочу подчеркнуть, что прорись для вышивки никакого отношения не имеет к прориси для иконы. Да, это были иконописцы, но иконописцы, знающие законы вышивки, которые делали прориси только для нее. Знаменщик делал фигуры, травщик делал пейзажи, словописец писал все надписи, а вышивальщица потом садилась и вышивала.
– Это связано с какими-то человеческими установлениями – может быть, это особое внимание, особая прилежность женщины?..
– Трудно сказать... На Востоке бухарская вышивка делалась мужскими руками. Там только сейчас появились женщины, а раньше это делали только мужчины. Ну а у нас сложилось так, что в России мужчины воевали, а женщины вышивали.
– А как обучались шитью, ведь научиться этому по книгам невозможно? Как это передавалось?
– Только из рук в руки. Причем в каждой мастерской были свои секреты, свои законы, которые не выходили из этой мастерской. Обучение начиналось очень рано. Девочку сначала учили просто держать иголку в руках, затем она начинала учиться золотному шитью, потом – лицевому. В мастерских было разделение труда: кто-то лучше вышивал лики, кто-то – слова.
– Вы давно занимаетесь шитьем?
– Я занимаюсь золотным шитьем около восьми лет. Я преподавала и народную вышивку, и золотное шитье. Потом поняла, что это два совершенно разных ремесла. И то и другое охватить невозможно. И отказалась от вышивки, стала заниматься только золотным и лицевым шитьем.
– Расскажите, пожалуйста, о вашей школе.
– Школа у нас – при Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Школа называется Школой ремесел. Когда она открывалась, у нас не было церковных отделений, она создавалась, чтобы обучать женщин разным рукоделиям. Преподаватели, которые у нас работают, очень профессиональные, все имеют высшее художественное образование. Сначала у нас все было только для женщин: вышивка, батик, гобелен, лоскутная техника. Но к нам стали звонить мужчины. С прошлого года у нас появились студия пошива церковных облачений, студия резьбы по дереву – очень интересный курс, преподают церковную резьбу.
– Вы выпускаете учащихся с каким-то дипломом, сертификатом?
– Да, обязательно. Каждый год в сентябре бывает отчетная выставка тех учащихся, которые окончили школу в мае. Меня каждый сентябрь потрясает одно и то же – чему может научиться ничего не умеющий и не знающий человек, если у него есть желание. У нас нет никакого вступительного экзамена, мы учим всех, кто приходит.
– А если человек хочет стать профессионалом высокого класса?
– Он должен идти дальше. Мы даем только фундамент. От меня учащиеся уходят по храмам – шьют для своего храма, для своего батюшки. Многие стали прекрасными мастерицами, некоторые уже вступили в Союз художников. Во время обучения мы не только осваиваем технику золотно-лицевого шитья, но и посещаем музеи Москвы и Подмосковья, изучаем старинные образцы этого искусства.
Взято отсюда
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Я давно преподаю в школе ремесел и думаю, что это некий реабилитационный центр для женщины. Я работала в Школе в разные критические времена для нашей страны. И чем сложнее было на дворе, тем больше у нас было учеников.